Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Язык ранних рассказов М.М. Зощенко

20-е годы — сложные для России. Это время разрушения старой жизни, культуры, неразберихи во всем, попытки невежества взять верх над образованностью. Атмосфера этого времени представляется нам созвучной нашей эпохе. Достаточно вспомнить новообразованный лексикон «новых русских» и «братков».

Так вот в 20-е годы живая обиходная речь стала речью литературы Зощенко. Среди других писателей он был ближе всех, доступнее рядовому массовому читателю.

Самая яркая особенность стиля — речевая организация произведения. Писатель устраняет себя из рассказов, дает возможность «говорить» герою. Главный прием создания комического — прием «саморазоблачения» персонажа. Форма повествования — монолог. У Зощенко она обогащается стилизацией сказа. Приемы стилизации обнаруживаются в синтаксисе, интонации и лексике. Авторским может быть в сказе только название произведения, остальной же текст принадлежит персонажу.

Для создания комического эффекта автор пользуется целым комплексом изобразительных средств, связанных с «неумелой» речью, как то вставка слов во фразеологический оборот, неуместные приговорки, разные масштабы посылки и вывода, плеоназмы и т.д.

В практической части работы проведен разноуровневый лингвистической анализ рассказов «Аристократка», «Монастырь», «Не надо иметь родственников», который убедительно доказывает мысль об особенности стиля писателя — речевой организации произведения.

В заключительной части работы речь идет о значении творчества Зощенко, который не мог ждать, когда его читатели научатся понимать сложную литературу. Он все сделал для того, чтобы приблизиться к нему. Многое ему удалось.

Но введенная в художественное русло языковая стихия не только привлекла к чтению необозримое число новых читателей, — она открыла для литературы совершенно неизвестный ей социальный персонаж, обратила внимание общественности на его жизнь. 


Автор:  Романова Светлана, 8 класс
Научный руководитель: Долганова Т.В., учитель русского языка и литературы