Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

АВТОРСКАЯ РЕЧЬ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»

Цель моей работы состояла в том, чтобы накопить, систематизировать, обобщить материл об особенностях авторской речи в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Основной задачей было наблюдение за авторскими манерой и стилем при создании образа главного героя.

В своей работе я опиралась на работы В. Марковича «Петербургские повести Н.В. Гоголя», Ю.В. Манна «Одно из глубочайших созданий Гоголя», В.Г. Белинского «Статьи о Гоголе», В.В. Набокова «Н. Гоголь» и другие стать и монографии.

В своей повести Н.В. Гоголь поставил творческой задачей разоблачение бесчеловечного в человеке.

Фантастическое завершение повести позволило писателю решить и еще одно важную идейно-художественную задачу: «окончательно разоблачить сущность значительного лица, поставив его в такую ситуацию, при которой сущность эта предстает в своем истинном, ничем не прикрытом виде».

Особенностью сюжета является очень длинная экспозиция, в которой автор подробно рассказывает историю появления на свет Акакия Акакиевича, высказывает предположение о возможности возникновения его фамилии, историю происхождения его имени, его взаимоотношений с окружающими, его отношение к службе.

Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич впервые физически почувствовал холод, происходящий вследствие того, что шинель истерлась на спине и плечах.

Кульминационным моментом повести является момент, когда Акакий Акакиевич впервые приходит в новой шинели в департамент.

Развязкой является смерть Акакия Акакиевича, вследствие того, что у него украли шинель.

Смерть, казалось бы, поставила точку в истории Акакия Акакиевича. Но Гоголь преподносит читателю еще одну неожиданность. Он рассказывает о мертвеце, который искал по ночам свою шинель, поэтому сдирал шинели со всех, не разбирая чина и звания.

«Шинель» Гоголя — гротеск и мрачный кошмар, пробивший черные дыры в смутной картине жизни.

Гоголь подчеркивает алогизм обычного, будничного и примелькавшегося. Исключительное — только видимость, обман, подтверждающий правило, гоголевская ирония достигает убийственной силы: только исключительное, фантастическое способно вывести человека из нравственного оцепенения.

Гуманный смысл повести создается не только выбором персонажей и окружающих его обстоятельств, но и манерой повествования. Это общее правило: в художественном произведении важно не только то, что рассказывается, но и как рассказывается — каким образом, каким тоном. Повествование ведется в основном в шутливом тоне, в тоне непритязательной, свободной «болтовки». Герой жалок, несчастен, а рассказчик, словно не замечая этого, смеется над ним. <…> Но смешное смешному рознь. Бывает смех, который обличает, несет в себе лишь осуждение. Смех, вызываемый гоголевским персонажем, не таков, осуждение неуловимо связано здесь с сочувствием, с состраданием.

Повествование у Гоголя повсюду колеблется между книжно-письменной и устно-разговорной речью. Все время меняются дистанции между автором и повествователем, между автором и аудиторией. 


Автор:  Панина Марина, 8 класс
Научный руководитель: Васягина Л.В., учитель русского языка и литературы