Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

В.И. Вернадский. Учение о биосфере

Биосфера — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. С течением времени понятие «биосфера» несколько меняется. Эволюция биосферы обусловлена тесно связанными между собой тремя группами факторов: развитием нашей планеты как космического тела и протекающими в ее недрах химических преобразований, биологической эволюцией живых организмов и развитием человеческого общества.

Никогда еще в истории человечества не было такого периода, когда наука так глубоко охватывала бы жизнь, как сейчас. Вся наша культура, охватившая всю поверхность земной коры, является созданием научной мысли и научного творчества. Такого положения еще не было в истории человечества, и из него еще не сделаны выводы социального характера.

Человечество, взятое в целом, не безразлично в стихийных, естественных процессах, идущих на земной поверхности. Оно здесь теснейшим образом связано с другими организмами и совершает с ними вместе огромную определенного рода геологическую работу. Человек чрезвычайно меняет всю работу живого вещества. Он вместо прежней природы создает новую культурную природу, резко меняет облик земной коры.

Наука представляет ту силу, которая спасает человечество, не дает ему опуститься.

Силой, делающей эту работу, являются сознание и воля человека, выраженные в форме науки.

Рост науки увеличивает силу человечества, увеличивает его геохимическую работу; он необходим и неизбежен в том стихийном процессе, в котором мы бессознательно участвуем. Под стихийным процессом мы понимаем разрушение биосферы.

Основной мыслью Вернадского является то, что при росте научно-технического прогресса происходит падение культуры человека и разрушительное действие его по отношению к биосфере.

«Мы подходим к великому повороту в жизни человечества, с которым не могут сравняться все им раньше пережитые. Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который дает ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Это может случиться в ближайшие годы, может случиться через столетие. Но ясно, что это должно быть», — рассуждал Вернадский.

Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?

Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса.

История знания и организация научной исследовательской работы человечества являются самыми необходимыми для достижения правильного охвата этого ближайшего будущего.

Величайший ученый В.И. Вернадский действительно имел удивительный дар предвидения. Он не раз говорил о коренном изменении планеты под действием деятельности человечества: о преобразовании биосферы, среды, предназначенной для существования живых организмов, в ноосферу, среду, сложившуюся в результате взаимодействия биосферы с действиями человеческого разума.

Тому можно привести множество примеров, о которых говорил еще сам Вернадский: это и последствия глобального потепления, вызванные истощением озоновых дыр, и создании новых видов животных (селекции), и освоение космического пространства и многое другое.

Все прогнозы В.И. Вернадского с поразительной точностью исполняются в наше время. Но, к сожалению, они несут, в основном, отрицательный эффект.

Но есть прогноз, который еще не осуществился, и ему хотелось бы уделить отдельное внимание — это, конечно же, автотрофность человечества. Наиболее глубоко и полно с позицией биогеохимии подошел к разработке проблемы автотрофности организмов и человека Вернадский. Автотрофность может быть получена лишь с тем условием, что человеку нужно научиться получать пищу синтетическим путем и выделять смеси, свойственные живым существам. Он прогнозирует создание нового, третьего типа организмов — автотрофного млекопитающего, которым и будет являться человек.

Да, нельзя не согласиться, что человек полностью подчинил себе всю природу и пытается подчинить космос, но какой ценой нам это достается! «Будущее в наших руках», — писал ученый. Главное — не выпустить его из этих рук и более лояльно относиться как к природе, так и к себе самим. 


Автор:  Воронина Т., 11ЛНА класс — лауреат XI НПК гимназистов
Научный руководитель — Минасян Т.С.