Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

А В ДЕНЬГАХ ЛИ СЧАСТЬЕ?

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют поучить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. В связи с этим меня начали волновать такие вопросы: нужно ли давать детям карманные деньги, а если да, то с какого возраста? Надо ли поощрять дополнительные приработки детей? И как все это, в конечном счете, скажется на их ощущении счастья? Все вышеперечисленное и послужило толчком к изучению темы «А в деньгах ли счастье».

Гипотеза: количество карманных денег влияет на ощущение счастья.

Цель: подтвердить или опровергнуть вышеуказанную гипотезу.

Задачи: исследовать мнения старшеклассников о зависимости счастья от количества денег; собрать воедино получившиеся результаты, сделать общие выводы и разработать рекомендации для старшеклассников «Как быть счастливыми, имея в кармане определенное количество денег».

Методы: анкетирование старшеклассников.

Анкетирование на тему «Счастье и деньги» я провел сначала у себя в классе, а затем среди других учеников 11 классов города Пензы. Всего на вопросы анкеты ответили 45 человек. Во-первых, я хотели узнать, что же такое счастье в понимании моих сверстников. Второй вопрос был: «Связано ли счастье с количеством денег у человека» Обязательно надо было дать пояснения. Третий вопрос, который мне хотелось прояснить: «Нужно ли давать детям деньги на карманные расходы, и с какого возраста» Далее следовали вопросы: «На что ты тратишь карманные деньги», «Сколько тебе надо денег на каждый день, чтобы быть счастливым» Затем подросткам был задан вопрос о том, на что они потратят деньги, если будут достаточно богатыми. И, конечно же, меня волновало, что окажется на первом месте — счастье или деньги.

Вот результаты, полученные мной при проведении анкетирования. На первый вопрос анкеты «Как ты думаешь, что такое счастье» большинство (27%) ответили, что счастье — это любовь. 25% респондентов заявили, что счастье для них — это наличие семьи и близких людей. 18% опрошенных считают, что счастье — когда все хорошо. 14% сказали, что счастье — осуществление мечты. 7% подростков ответили, что счастье — это гармоничные отношения с окружающим миром, а еще 6% — что это сок. 2% опрошенных уверены в том, что счастье — это жизнь. Вполне возможно, что это связано с тем, что анкетируемые мной люди уже практически сформировавшиеся личности, и это значит, что они понимают что главное в жизни и умеют различать приоритетные ценности в жизни. Как ни странно, ответа говорившего, что счастье — это деньги не прозвучало.

На второй вопрос анкеты «Связано ли счастье с количеством денег у человека» утвердительно ответили 52% респондентов. Многие объясняют это тяжелым временем в стране, говорят, что деньги решают если не все, то большую часть проблем в жизни молодежи. Другие считают, что деньги обеспечивают их независимость и позволяют делать им все, что хочется. Отрицательно ответили на данный вопрос 32% опрошенных. Объяснения таковы: раз существует любовь, то счастье не связано с деньгами; главное, чтобы в семье было взаимопонимание и любовь; неважно, сколько денег у вас, главное, чтобы было все хорошо; деньги приносят одни несчастья; счастье находится внутри человека. 16% ребят затруднилось определить связь счастья с деньгами. Несомненно, деньги в сегодняшнем мире являются ключом к успеху, они позволяют решать проблемы, которые актуально стоят в настоящее время — так считает и думает современная молодежь.

На третий вопрос анкеты «Нужно ли давать детям деньги на карманные расходы, и с какого возраста» мы получили следующие ответы. 98% старшеклассников считают, что нужно и 2% дали отрицательный ответ. Отвечая на такие вопросы, дети часто ориентируются на собственный опыт, и сейчас понимают, нужны ли им карманные расходы и были ли они им нужны, например, лет пять назад. Ответ на этот вопрос очень важен, так как взрослые не всегда понимают своих детей и не знают с какого возраста надо давать им деньги.

23% сторонников карманных денег говорят о том, что давать деньги детям надо с того возраста, когда дети уже понимают их значимость, причем с возрастом сумму надо пропорционально увеличивать. 16% считают, что у ребенка должны быть собственные деньги с семи лет, когда он начинает ходить в школу, где ему необходимо что-то покупать, хотя бы в школьной столовой. 20% за то, чтобы давать деньги с 10-11 лет, но понемногу. Остальные называют возраст 12-15 лет.

На что же подростки тратят деньги, 23% говорят, что у них все уходит на столовую в школе. Это вполне закономерно, так как опрошенные большинство своего времени днем находятся в школе, а чувство насыщения от завтрака быстро проходит, чтобы не отвлекаться на чувство голода во время учебы ученики вынуждены есть в столовой. 21% респондентов заявили, что тратят деньги только на себя любимых. 16% тратят их на дискотеки, кино, театр, посещение музеев, игровые автоматы и различного вида отдых. 12% ответили, что жить не могут без сладкого и вкусненького. 8% — только на косметику. 9% предпочитают складывать их в копилку. 4% обожают делать подарки. Без вредителей своему здоровью тоже не обошлось — таких оказалось 4%. По 1% опрошенных тратят их «на счастье», «на телефон», «на журналы». На что тратят подростки деньги, зависит от вкуса, предпочтений и стремлений. Другим немаловажным фактором является среда, где находится ребенок. Частично вкусы общества становятся и вкусами отдельных её представителей. Например, постоянно среди детей есть свои кумиры, и опрошенные готовы тратить деньги на различные предметы и вещи с этой символикой.

Представить, что они стали обладателями крупной суммы, для ребят оказалось несложным. И вот на что она будет потрачена. Большая часть опрошенных назвала семью (20%) и образование (18%). Сейчас главной целью каждого ученика 11 класса является поступление в высшее учебное заведение, а это сейчас далеко не бесплатно. Очень здорово, что есть и такие ребята, которые откроют свое дело (3%). Интересно, что 6% потратят деньги на благотворительность — на инвалидов, стариков, брошенных детей, бездомных животных. 12% побегут в магазин за машиной и столько же предпочтут купить себе квартиру. 8% любят путешествия. Счет в банке откроют лишь 6%. 10% потратят всю сумму исключительно на себя. 5% старшеклассников не знают, куда им девать деньги. Ответы на этот вопрос символизируют эпоху в которую мы живем: духовные ценности отходят на второй план, освобождая место материальным. Задав этот вопрос лет сорок назад, мы могли бы получить разительно отличающиеся ответы.

Сколько же нам, ученикам, нужно денег на каждый день, чтобы быть счастливыми 21% подростков будут счастливы и без денег, т. к. ни в чем не нуждаются (вероятно, находятся на иждивении родителей). 16%, наоборот, полагают, что только большие деньги могут сделать их счастливыми (сумма колеблется от одной тысячи рублей до нескольких миллионов долларов). 63% юношей и девушек будут ощущать себя счастливыми с вполне приемлемыми суммами: 17% нуждаются в 100-150 рублях, 15% хотело бы иметь каждый день у себя в кармане 500 рублей, 15% — 600 рублей, 10% — 50рублей, 6% — от 800 — 900 рублей. Очень часто сумма, нужная для счастья, является лишь максимумом, который способен потратить опрошенный за день, ответы на такой вопрос являются непостоянными, то есть, задав такой вопрос в другое время, мы могли бы получить совсем другие ответы.

Последний вопрос анкеты предлагает ребятам определить, что же для них на первом месте — счастье или деньги 67% анкетируемых поставили на первое место счастье, сказав, что любовь не купишь. Но многие из них указали, что деньги все равно являются составляющей счастья. 23% респондентов поставили на первое место деньги, говоря о том, что «у бомжей счастья не бывает», «деньги решают все», «счастье не в деньгах, а в их количестве». 10% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Счастье — главный источник удовлетворения в жизни, а деньги являются лишь его составляющим.

Надо полагать, что, вне зависимости от количества денег, человек остается самим собой в любой ситуации. Одни потратят все на пиво, другие помогут слабым. Как сказал Блез Паскаль: «Все люди стремятся к счастью — из этого правила нет исключений; способы у всех разные, но цель одна... Счастье — побудительный мотив любых поступков любого человека».

Изучив понятия «счастье», «карманные деньги», на примере мнения о нем моих сверстников, проведя практическую часть исследовательской работы «А в деньгах ли счастье», я могу сказать, что моя гипотеза не подтвердилась — количество карманных денег не связано с ощущением счастья. И еще один важный вывод: среди ценностей подростков деньги не занимают первое место. Конечно, старшеклассники хотят иметь модные вещи, видео- и аудиотехнику, машину, квартиру, но вовсе не этим определяется для них уровень счастья. 


Автор:  Амиров Эльдар, 11ЛН класс
Научный руководитель — Деревянко Алла Викторовна