Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ КЛАССИКА ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ А.В. БАРАБАНЩИКОВА, ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ №6 1942 ГОДА

На протяжении веков история ведения войн показывает, что великие полководцы одерживали победы, если они учитывали психологические возможности своих войск и войск противника. Александр Македонский, Петр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов , Георгий Константинович Жуков потому и велики, что они сумели воспользоваться невидимой, но могучей силой – психикой бойцов. То, что морально- психологическое воспитание военнослужащим необходимо, прекрасно понимал выпускник нашей школы, а ныне заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор, генерал- майор, А.В.Б, посвятивший всю свою жизнь становлению военной педагогики.

Работа на избранную тему является актуальной, во-первых, в связи с тем, что о жизни и деятельности ученого в нашем городе известно мало, а во-вторых, педагогический коллектив и учащиеся гимназии ходатайствуют об установлении в память об этом великом человеке мемориальной доски на здании гимназии.

Поднятая проблема очень заинтересовала нас, и целью работы стало проследить жизненный и творческий путь педагога и исследователя. Для этого нам предстояло собрать и исследовать материал, относящийся к школьным, военным и после военным годам деятельности Александра Васильевича. При написании работы были использованы рукописные и печатные труды ученого, статьи его соратников, переписка с родственниками и интервью с учениками Александра Васильевича.

Мы изучили документы школьного и областного архивов. Новизна нашей работы состоит в том, что нам удалось восстановить этапы жизненного пути ученого.

В первой части работы мы рассматриваем вопросы, связанные с детскими и школьными годами Александра Васильевича Барабанщикова. Родился он 6 декабря 1924 года в семье рабочего велозавода. Жили Барабанщиковы на улице Большая дорога (ныне улица Аустрина) в доме №54, а их дети учились в средней школе №6 при заводе имени М.В. Фрунзе.

В областном архиве мы обнаружили ведомости учета успеваемости Александра. Согласно этим документам он учился с преобладанием отличных оценок. Этот факт подтвердили и жители улицы Аустрина. Дмитрий Анатольевич Колотилин и Зинаида Андреевна Пантелеева. Они рассказали нам, очень интересную и удивительную историю, которая передается из поколения в поколение жителями этой улицы. Вот как рассказывает ее Зинаида Андреевна: «Когда Саше было лет 13-14, он приспособил свой сарай под школу, где собирал детишек с нашей улицы и «учил» нас. Он был настоящим учителем для нас, 5-6-летних девчонок и мальчишек. Мы писали, рисовали, считали камушки и палочки. А еще Саша организовывал концерты художественной самодеятельности и даже собирал родителей своих учеников на собрания, чтобы сообщить им о первых наших успехах».

Кроме того, мы узнали о любимых учителях и предметах Саши в школе и его увлечениях.

Таким образом, мы установили, что Александр Васильевич хорошо учился, обладал организаторскими способностями и проявлял склонность к педагогике.

Следующая часть нашей работы посвящена жизни и деятельности Александра Васильевича в военные и послевоенные годы. После окончания школы Саша мечтал поступить в институт, но осуществиться мечте помешала война.

24 августа 1942 года его призывают в Красную Армию. По воспоминаниям его сына, Владимира Александровича, его отец воевал недолго, его как наиболее отличившегося бойца отозвали с фронта и направили в военное училище. В домашнем архиве Барабанщиковых хранится «Боевой листок» из «Красноармейской газеты», в котором говорится, что тов. Барабанщиков на полковой поверке сдал все дисциплины на «ОТЛИЧНО».

Итак, несмотря на военное время, незаурядные способности А.В. Барабанщикова были замечены, и он получил возможность продолжить обучение. Он с отличием окончил Рязанский педагогический институте, Высший военно-педагогический институт им. М.И. Калинина в г. Ленинграде. Затем он был направлен на работу в Военно-политическую академию имени В.И.Ленина в Москве, где защитил докторскую диссертацию на тему «Педагогические основы обучения советских воинов» и получил звание «профессор».

В 1970 году ему присваивается ученое звание «профессор», а спустя шесть лет он удостоен звания «генерал-майор».

В августе 1976 года, он удостоен звания «Генерал-майор», и тогда же указом Президиума Верховного Совета РСФСР Барабанщикову А.В. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР».

Деятельность Александра Васильевича по военно-патриотическому воспитанию была высоко оценена правительством страны. Он награжден тремя орденами («Красная звезда», «За службу Родине в вооруженных силах», «Знак почета») и девятнадцатью медалями.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что карьера А.В. Барабанщикова развивалась стремительно, его научные труды получили признание, а деятельность была высоко оценена руководством страны.

Следующий раздел нашей работы посвящен взаимоотношениям в семье Барабанщиковых. Нам удалось прикоснуться к книгам Александра Васильевича, подаренными своей маме.

Читая надписи на книгах, видишь, каким любящим сыном и внимательным человеком был Александр Васильевич. Так, на книге «Вопросы педагогики» мы читаем: «Дорогой маме. В этой работе есть и твой труд, о котором я всегда с благодарностью вспоминаю. А на книге «Военная педагогика» присутствует такая надпись: «Дорогим маме, Клаве и Шурику с глубоким уважением и благодарностью.

Мы с удовольствием узнали, что дети и внуки Александра Васильевича продолжают его дело. Владимир Александрович - доктор психологических наук, профессор.

Для детей, родственников, соратников, коллег и учеников Александр Васильевич являлся примером в будничной жизни и на службе. Он умел выслушать собеседника, давая мудрые советы. Он легконаходил общий язык с людьми разных профессий и разного уровня образования. Он был гибок в общении, но всегда имел свое мнение, которое умел отстаивать, не нарушая общепринятых канонов. Главной чертой его характера Татьяна назвала доброжелательность, заметив при этом, что он всегда мог убедить каждого словом, не повышая голоса. Александр Васильевич много читал. Слушателей академии поражала широта его кругозора. Ему не были чужды не только проблемы науки, которыми он жил постоянно, но и вопросы литературы, театра, живописи и спорта.

В 1997 году сердечный приступ оборвал жизнь яркого и очень уважаемого человека.

Следует отметить, что несмотря на большую занятость на поприще научной, педагогической и общественной деятельности, Александр Васильевич Барабанщиков никогда не терял связь с малой родиной.

Он часто приезжал в Пензу, чтобы выступить с докладами на конференциях и, конечно, встретиться с мамой и сестрой, которых он искренне любил. Выступая перед студентами, он всегда заострял их внимание на такой простой, но великой истине: «чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, хорошо знать и любить то, что преподаешь, и всесторонне знать и любить тех, кому преподаешь».

В память об Александре Васильевиче проводятся симпозиумы и конференции преподавателей военной психологии. В октябре 2009 года в Пензе прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Становление и развитие военной педагогики в России», посвященная 85-летию со дня рождения выдающегося Александра Васильевича Барабанщикова. Одна из секций прошла в нашей гимназии, в которой и мне довелось участвовать, стала значимым событием в жизни нашей гимназии.

Итак, на основе проведенного исследования эпизодов из жизни Александра Васильевича Барабанщикова, мне хочется сделать следующий вывод, что в нашей гимназии его теперь знают не только как выпускника 1942 года, но как известного ученого-теоретика, принесшего славу своей малой родине.

Материалы данной работы уже используются в экспозиции школьного музея, для проведения уроков истории, ОБЖ и классных часов, посвященных жизни и деятельности выдающихся выпускников нашего учебного заведения.  


Автор:  Лукьянова Софья, 7Б
Руководитель - Викторова В.И.