Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ: ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА ПУБЛИКАЦИЙ

Обращение к данной теме продиктовано недостаточной изученностью языковых публикаций музыкальных изданий. Кроме того эта тема интересует меня, потому что я учусь в музыкальной школе.

Выявляя языковую специфику публикаций, на данном этапе исследования мы обратились к анализу эпитетов в публикациях разных жанров и к анализу терминологической лексики с точки зрения происхождения.

Объектом нашего исследования стала музыкальная периодика начала 21 века. Предметом - лексические особенности публикаций.

При проведении исследования мы опирались на труды Горбачевича, А.А.Тертичного и других ученых. Материалом для исследования послужили журналы: ”Музыка и время” (его приложение “Музыковедение”) и “Музыкальная жизнь” за 2007-2008 год.

Специализированные периодические издания характеризуются наличием образных языковых средств и значительного количества музыкальных терминов. Научная новизна исследования состоит в выявлении языкового своеобразия публикаций музыкальных периодических изданий.

Существование музыкальных периодических изданий имеет давнюю историю. Первым русским музыкальным изданием был нотный журнал “Музыкальные увеселения…”, издававшийся в Москве в 1774-1775г. Вплоть до 40-х гг. 19 в. русскую музыкальную периодику представляли нотные журналы. В 60—80-х гг. В Петербурге издавались музыкальные журналы: «Музыкальный сезон», «Музыкальный листок», «Русский музыкальный вестник», «Баян» и др. Различные по своей направленности, они публиковали серьёзные статьи и представляли собой специальные органы русской музыкальной периодической печати. С начала 20 в. музыкальные журналы издавались: в Москве — «Музыкальный труженик» и «Оркестр», освещавшие вопросы труда и быта оркестровых музыкантов, «Музыка», посвящённый новейшим достижениям европейского музыкального искусства. После 1917г. в Москве выходили журналы: «К новым берегам», «Музыкальная новь».

“Музыковедение” является приложением к журналу “Музыка и время. Современный музыкальный журнал "Музыка и время" выходит c 1999 года и стал широко известен среди профессиональных музыкантов и любителей музыки. Он распространяется только по подписке. Публикует ноты старинных романсов, современных эстрадных песен, произведения классиков. “Музыкальная жизнь”- это музыкально критико-публицистический иллюстрированный журнал. (основан в 1957 году, редактор Я.М. Платек).

При анализе языковых особенностей публикаций мы обратились к жанрам статьи, заметки, интервью (определения жанров представлены на слайде).

При выявлении выразительных возможностей языка мы обратились к исследованиям роли эпитетов в тексте.

Известно, что эпитет - образное, художественное определение. Говоря об эпитетах, лингвисты выделяют эпитеты цвета, формы, размера, веса, роста, пространства, функции, авторской оценки, температуры, времени наступления, благоприятности, эмоциональности.

В музыкальных периодических изданиях нами были выделены эпитеты размера, функции, эмоциональности. Приведем примеры: “Глубокие и существенные изменения в музыкальной культуре нашего времени связаны с процессами индивидуализации музыкальной ткани”. “Творчество композиторов 20 века породило множество новых, подчас противоположных фактурных образований, отражающих разнообразие форм художественного освоения действительности”.

По результатам нашего исследования наибольшее количество эпитетов мы встретили в статьях (67%), меньше в заметках (15%), в интервью (18%). Согласно выдвинутой гипотезе значительная часть лексики публикаций могут составлять музыкальные термины.

Результаты исследований показали, что преобладает терминология из латинского языка(60%). Например: “Следом новосибирцы покажут гениальный опус (лат.) Джорджа Баланчина”.

В меньшей степени термины из греческого, французского языков. Например: “Полимелодическая гомофония обрела новую жизнь в творчестве С.Прокофьева, Б. Бартока, Б.Чайковского, в совершенстве владевших тайнами зодчества свободной гомофонной фактуры”. “Новосибирский театр оперы и балета можно смело назвать сибирским Большим”.

Таким образом, выдвинутая гипотеза потребовала уточнения.

В процессе исследования было выявлено, что общеупотребительная лексика преобладает над терминологической.

Выявление роли эпитетов в публикациях показало, что чаще их использует автор в публикации большего объема. Например, в статье, чтобы сделать представляемые образы более выразительными, яркими.

Проведенное исследование является перспективным. Дальнейшего изучения требует вопрос о других изобразительно-выразительных средствах музыкальных периодических изданий. 


Автор:  Просвирнина Екатерина, 9A
Руководитель - Стрыгина Т.В.