Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Образ А.С. Пушкина в северных сказах Б. Шергина

Творчество А.С. Пушкина тесно связано с русским фольклором, питается поэзией народной речи. Пушкин говорит о «разговорном языке простого народа», который «достоин также глубочайших исследований». Однако изображение поэта в фольклорных произведениях изучено недостаточно.

Задача нашей работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности изображения поэта в сказах Бориса Шергина «Пинежский Пушкин» и «Пушкин Архангелогородский». Методы исследования: изучение литературоведческих источников, сопоставительный анализ сказов Б. Шергина о Пушкине по следующим аспектам: народное представление о жизни и личности Пушкина; использование средств поэтической выразительности в изображении поэта.

Борис Шергин был не только собирателем и исполнителем фольклорных произведений, но и автором произведений, созданных по законам устного народного творчества, по мотивам рассказов старожилов. Среди них — два сказа, посвященные Пушкину: «Пинежский Пушкин» и «Пушкин Архангелогородский».

Указывая на масштабность дарования поэта, его уникальность и непреходящее значение, в сказах сказительницы часто обращаются к метафорическим образам («он певец был, песенный наблюдатель, книгам сказатель, грамоты списатель». («Пинежский Пушкин»); сравнительным оборотам («землю, как цветами, стихами украсил» («Пинежский Пушкин»); «у Пушкина, как стрела, как птица ум от» («Пушкин архангелогородский»); градации в сочетании с антитезой, которая подчеркнута использованием однокоренных слов. «Век короткой, да разум быстрой, годы молоды, да ум тысячелетен» («Пинежский Пушкин»).

Внешний образ поэта в сказах достаточно далек от реального и, по-видимому, отражает народные представления о красоте («высокой, тоненькой, красивенькой, пряменькой такой» («Пинежский Пушкин»). В характере поэта сказители особенно подчеркивают его чистосердечность и доверчивость, склонность к проказам, веселый нрав, общительность, скромность («Ребята-ти буки, он с каждым заговорит, каждому-то уму, что надо скажет» («Пинежский Пушкин»).

В каждом из сказов описан эпизод сватовства и женитьбы поэта. При этом особо подчеркивается легкомыслие, бесхозяйственность жены Пушкина, её стремление к развлечениям. Пушкин изображен как человек, ценящий семью, готовый сгладить все противоречия, взять на себя домашние обязанности, которые плохо исполняет супруга («Придет, рукавицы, катанцы мокры бросит кучей, Пушкин высушит, в руки ей даст». («Пинежский Пушкин»).

Гибель поэта описана в эпических традициях древнерусской литературы. В этом повествовании звучит высокий трагический пафос, который усиливается народно-поэтическими символами и гиперболами («Белые снеги кровью знаменуются, кровь рекой протекли кругом града). Пушкин, подобно былинным героям, умирая, прощается с «красным солнышком» и «матерью-сырой землей». Невосполнимость потери подчеркнута в сказе картиной полного запустения и безлюдья («теперь там место безугодно, ничего не растет, только ветер свистит»)

В заключение следует отметить, что при сходстве сказов в изображении поэта, существует знаначительное отличие в языковом оформлении сказов. Так, «Пинежский Пушкин» более приближен к произведениям устного народного творчества, насыщен разговорными оборотами, широко использует просторечные формы слов. Сказ «Пушкин архангелогородский» отражает речь более образованного слоя общества. Сказы Шергина о Пушкине — интересный и малоисследованный источник народных представлений о великом поэте, который требует внимательного изучения.

Материалы исследования могут быть использованы в преподавании литературы в средней школе и вузе. 


Автор:  Московкина Александра, ученица 10 класса