Мироздание Лесковым Н.С. понимается как собор многих отдельных духовных целых. Отдельные духовные целые вопрошают и отвечают друг к другу, узнают себя в этом как истинных - различающих в себе добро и зло. Различие субстанциональное, с одной стороны, разделяет их, с другой - создает предпосылку для осознания ими самих себя как нравственных феноменов и потому сближает их на светло-человеческой основе.
Понимание мироздания в указанном виде и побуждает Н.С. Лескова обратиться к иному методу изображения действительности, чем Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев и др. Лесковым Н.С. в изображении ищутся единично-отдельные, а не единично-всеобщие феномены. Им ищутся такие феномены, каковые абсолютно субстанциональны, субстанциональны не с психологической, а с аксио-гносеологической точки зрения. В них художник действительно находит правду об истинных людях. Именно так рождаются образы И.С. Флягина, попа Саввы, Савелия Туберозова и других героев его произведений.
Метод Н.С.Лескова характеризуется как метод подлинно реалистический: реальное бытие посредством его воссоздает писатель. Чтобы терминологически развести традиционное понимание реалистического метода и указанное, назовем его методом изображения действительности посредством обращения к единично-отдельным с аксио-гносеологической точки зрения феноменам. Данный метод мог возникнуть в отечественной литературе как развитие традиционного для русской культуры вопрошания - искания постижения мироздания как едино-множественного образования (логико-гносеологические интуиции святых отцов церкви, старших славянофилов, арх. Ф.Бухарева, Н.Ф. Федорова, В.В. Розанова, Н.О. Лосского, В.В.Зеньковского и др.).