Детство — это наиболее яркий и насыщенный событиями период в жизни каждого человека. Но все мы вспоминаем о детстве по-разному. Наши воспоминания связаны не только с определенным местом, но и с определенными людьми, нашими родными и близкими. Это делает наше представление о времени субъективным, но без него оно теряет и свою объективность.
Данная работа посвящена анализу детских воспоминаний трех поколений, выявлению особенностей и общих черт, отражению исторических событий определенного периода.
Положение бабушек и дедушек в детстве пережило войну. Эти воспоминания отличаются особой яркостью. Скорее всего, это связано с общими переживаниями народа. Дети рано взрослели, оказывая помощь взрослым на производстве и дома. Сборы посылок на фронт, работа в поле дополнялись не только домашними заботами, но и учебой в школе. Занятия не прекращались, но организовать учебный процесс стало сложнее. Младшие сестры и братья продолжали в большей степени оставаться детьми. Игры в салочки, «Поймай и убей Гитлера», лапту и другие занимали свободное время. Недоедание и отсутствие достатка в семье не мешало людям строить взаимоотношения на основе взаимопомощи и взаимопонимания.
Поколение 60–70 гг. вспоминает, в основном, события семейные, дворовые. Поездка в лагерь «Орленок» на Черное море, первый велосипед, участие в школьных делах, сбор металлолома и макулатуры, которые были традиционными. Единственным общим мнением было то, что наша страна — самая лучшая в мире. Несмотря на то, что многие пионерские дела проводились заформализованно, о них вспоминают с теплотой. Песни у костров, походы — дух романтики — стали приметами времени.
Наше поколение совершенно отличается от предшествующих своей рациональностью. Наши устремления в будущее более определенны, наши игры связаны с компьютером и виртуальной реальностью. Но считать сегодняшнее поколение потерянным нельзя. У нас масса возможностей реализовать свой интеллектуальный потенциал, мы также выбираем множество различных кружков, имеем дворовые компании.
Каждому поколению бывает ностальгически грустно вспоминать о своем детстве. Общее, что нас объединяет — это детство, состояние которого отражает развитие общества. Чтобы видеть его перспективы, надо чаще заглядывать в детство.