Н.А. Бердяев назвал духовные достижения начала нашего века «русским культурным ренессансом», иначе говоря, возрождением «самостоятельной философской мысли, поэзии, эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания».
Действительно, на рубеже веков выступила целая плеяда религиозных философов, по-новому постигавших искусство. К их числу относился и Д.С. Мережковский.
Серебряный век — это не хронологический период, в который творили самые разнообразные мастера, и не сумма литературных течений, но образ мышления, в той или иной степени свойственный художникам, которые слились в сознании потомков в неразделимую плеяду, где каждый сам по себе личность и в то же время – невозможен без взаимодействия с другими, без атмосферы, о которой писал Бердяев. В поэзии Серебряного века читателя привлекает, прежде всего, «свобода духовных поисков» (Б. Пастернак), острота и страстность в искании истины.
Характерной чертой этих исканий было то, что литература вне религиозной тематики часто не могла нащупать путей развития общества. Нашу переходную эпоху по противоречивости полемических, религиозных и эстетических взглядов часто сравнивают с Серебряным веком. Это и определило актуальность нашей работы.
Объектом нашего исследования является заочная дискуссия двух представителей литературоведческой мысли Серебряного века Д.С. Мережковского и Ю.А. Айхенвальда.
Предмет исследования — статьи: «Лермонтов — поэт сверхчеловечества» (Мережковский) и «Мережковский о Лермонтове» (Айхенвальд).
В своей работе мы опирались на труды Н. Бердяева, Н. Мачульского, О. Михайлова, Б. Зайцева и др.
Композиция нашей работы включает: введение, 4 параграфа, заключение и библиографию.
Полемика двух представителей критической мысли Ю. Айхенвальда и Д. Мережковского касалась вопросов о доминантах творчества М. Лермонтова, смирения и богоборчества в творчестве поэта.
Проведенный нами сопоставительный анализ выявил наряду с различными трактовками творчества Лермонтова определенное сходство позиции критиков.