К.И. Чуковский является создателем стихов и произведений, которые называют перевертышами, небылицами, нелепицами. Всюду в его стихах нарочитое отклонение от нормы, например:
Стучит, гремит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке
Ехал повар на чумичке,
Две кастрюли впереди.
Отклонение от норм в стихах проявляется не только в русском фольклоре, но и в английских народных детских песнях:
Оседлаю моего петуха.
Внуздаю мою курицу
И отвезу мою маленькую даму домой…
Историей доказано, что подобные фантастические перевертыши понятны детям и они их воспринимают правильно.
К.И. Чуковского обвиняли в том, что он забивает головы ребят всякими путаницами, вроде того, что «на деревьях растут башмаки», что он извращает реальные факты и что детям нужны сведения, а не фантастика насчет белых медведей, которые будто бы кричат ку-ка-ре-ку.
Но Чуковский в своей статье «Лепые нелепицы» в ответ на критику в письме одного читателя опроверг эти доводы и раскрыл здравый смысл и педагогическую ценность этих стихов-путаниц, которые не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающем мире, но, напротив, укрепляют в них чувство реальности. Ребенок устроен так, что первые годы его жизни он познает реализм не только путем ознакомления с окружающим миром, но чаще и успешнее всего посредством фантастики и вымыслов. Поэтому такой способ описания вымышленных нелепиц нередко встречается в русских народных книжках для детей, которые являются шедеврами поэзии и педагогической мудрости, в которых «редко кто проскачет на коне, а все больше на кошке, на курице, на самом неподходящем животном».
Примеров нескладух можно привести сколько угодно и все они поведают нам о потребности ребенка всех эпох и народов внести нелепицу в этот малый, но отчетливый мир, с которым он недавно познакомился.
Ценность перевертышей состоит в том, что они являются сами по себе игрой для ребенка, они их ощущают как нечто забавное и веселое. Посредством игры дети знакомятся с миром.
Польза подобных стихов и сказок очевидна в том, что всякое отступление от норм сильнее укрепляет ребенка в норме и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире.
В литературе есть прекрасное произведение поэзии С. Маршака «Вот какой рассеянный». В нем высмеиваются несуразные поступки гражданина, надевшего вместо рубашки штаны, вместо шапки сковороду. Популярность этого произведения огромна. Лаконичные, веселые, звонкие строки «Рассеянного» полны перевертышей и поэтому они привлекают внимание миллионов ребячьих сердце. В смехе, которым дети встречают каждый поступок героя, чувствуется самоудовлетворение, не лишенное гордости: «Мы-то знаем, что сковорода не одежда, и что на ноги не одевают перчатки».
Дети любят играть, спорить, познавать и фантазировать — а в этом и рождается настоящая истина бытия.