В Пензе представлено большое количество памятников, мемориальных комплексов, скульптур и рельефов. Все они относятся к особому виду искусств — монументальному. Другим жанром этого вида искусств являются мозаичные панно. Они украшают здания железнодорожного вокзала, цирка, финансово-экономического института, дома № 1-а по улице Карпинского, подземный переход на проспекте Победы и здание ресторана Волга на улице Московской, к которому я вас приглашаю.
Монументальные произведения чаше всего посвящаются конкретным памятным датам, героям фронта, спорта, подвигам в труде и историческим событиям. Перед вами мозаичное панно «Кандиевское восстание».
Мозаика — один из древнейших видов облицовки и декоративной отделки архитектуры, один из древнейших материалов изобразительного искусства. Многолетнюю сохранность мозаикам обеспечивают материалы, из которых они создавались. Древнейшие сохранившиеся до наших дней мозаики относятся к 3 000 г. до н. э. Мозаика это наиболее долговечное и не тускнеющее в веках искусство. В России известны смальтовые мозаики, созданные М.В. Ломоносовым в середине XVIII столетия. Продолжили дело Ломоносова А.В. Васнецов, В.В. Мельниченко, Д.М. Мерперт, Б.П. Милюков, В.Б. Элькони и многие русские живописцы и монументалисты.
Великий русский ученый, просветитель и художник М.В. Ломоносов, проделав тысячи опытов со стекловидной массой и открыв десятки новых цветовых оттенков, выбрал мозаику как наиболее долговечное и не тускнеющее в веках искусство. После его мозаичной иконы «Спаситель» в русскую мозаику стали «одеваться» многие храмы и здания.
Данное панно посвящено крупнейшему восстанию крестьян в Пензенской губернии, вызванному грабительскими условиями реформы 1861 года и ставшему ответом на манифест царя об отмене крепостного права в России. Здесь, в Российской провинции, селах Черногай, Кандеевка, Высокое, Покровское, Чембар, впервые было поднято Красное знамя как символ борьбы и победы.
Вот как описаны эти события в книгах Сергея Худекова «Бунт в Кандеевке в 1861 году», В.А. Шварева «Кандиевское восстание». Началось восстание 1 апреля 1861 года с отказа крестьян села Черногай работать на помещиков. Затем недовольство крестьян перекинулось на села Высокое, Покровское, Чембар. Крестьяне заявили, что от них скрывают подлинное содержание «Положений» 19 февраля 1861 г., по которому они не обязаны работать на помещичьей земле. Крестьяне смещали должностных лиц вотчинного управления и избрали из своей среды новых. В начале апреля волнения охватили 26 сел и деревень. Центром восстания стало село Кандиевка. Его руководители: житель села Леонтий Егорцев, отставной гренадер Андрей Елизаров, священник Федор Померанцев, Гаврила Стрельцов, Антон Тихонов разъезжали по селам с красным флагом и созывали народ в Кандиевку для решительной схватки. Здесь 18 апреля 1861 года 10-тысячную толпу обстреляли солдаты. Было убито 19 крестьян. Царским судом было осуждено 174 участника выступления, 114 из них сосланы на каторгу и поселение в Сибирь. Андрей Елизаров был лишен ордена «Святой Анны» и всех воинских званий. Генерал Дренякин, руководивший расправой над крестьянами, побоялся его повесить. Леонтию Егорцеву крестьяне помогли скрыться. Дренякин считал Егорцева вторым Пугачевым.
С тех пор прошло 145 лет, но интерес к этому событию не ослабевает. Так в канун празднования 200-летия Пензенской губернии в картинной галерее была выставлена картина «Кандиевское восстание в 1861 году» пензенского художника А.И. Постнова, и жители, впервые увидев ее, узнали о событиях края, занесенных в БСЭ.
Панно «Кандиевское восстание» было создано работниками комбината оформительских искусств города Москвы под руководством московского художника Михаила Алексеевича Трункова. Он известен нам и по другим работам в Пензе. Это рельефы на фасаде здания Областного театра драмы им. А.В. Луначарского, рельефы и мозаики в здании железнодорожного вокзала. Идея создания этого мозаичного панно принадлежит Георгу Васильевичу Мясникову, бывшему второму секретарю обкома КПСС. Так как тема панно общественно значимая, то место для ее художественного воплощения было выбрано в центре города у здания, способного разместить полотно площадью 130 квадратных метров.
По воспоминаниям самого художника, Георг Васильевич Мясников сам присутствовал на художественном совете при утверждении эскиза работы. После утверждения Трунков Михаил Алексеевич приступил к выполнению работы первоначально на картоне в натуральную величину. Создавалось панно к 110-й годовщине Кандиевского восстания, но на выполнение ушло несколько лет. Монтаж длился около года. Было использовано 6,5 тонн цветного стекла — смальты, сваренного особым способом. Смальта — цветное непрозрачное стекло, которое художник Трунков использует для изготовления мозаик. Оно интересно тем, что хотя и непрозрачно, но будто бы светится изнутри.
Официальное открытие панно состоялось в канун октябрьских праздников в 1973 году. Из-за технических проблем, связанных с размещением панно, выделяются две его части.
В центре первой части панно — стилизованное изображение крестьянина. Прообразом художнику мог послужить Леонтий Егорцев, один из руководителей восстания. Он держит над собой Красное знамя — символ борьбы, и призывает крестьян из окрестных сел на борьбу за свои права. Известно, что восставшие стойко держались, невзирая на учиненную над ними расправу.
Средствами мозаичного искусства художник показал и стойкость крестьян, и вид озабоченных солдат, чьи пули не производили желаемого действия. Не дрогнувшие крестьяне непоколебимы. Символика сюжета при всей многочисленности выведенных фигур выражена предельно четко и стройно. Как внешние, так и внутренние человеческие движения переданы сильно, выразительно и естественно.
Михаил Алексеевич Трунков умело использовал мозаику для передачи объема, света, теней и пространства. Цвет служит определяющим элементом. Вся композиция построена на сочетании броских локальных цветовых пятен. Образы, сочетание света и цвета, линий декоративных элементов реальны и рождены философским осмыслением темы. Завершает панно надпись о том, где и когда проходило восстание.
Вот так 35 лет тому назад средствами мозаичной живописи художник М.А. Трунков рассказал нам, потомкам тех крестьян, о том, что происходило в селах нашей губернии со второго по восемнадцатое апреля 1861 года.
Пензенское мозаичное панно «Кандиевское восстание» включено в список объектов историко-культурного наследия России.
Закончить экскурсию мне хочется словами М.В. Ломоносова:
Искусство мозаики, коим был прославлен Апеллес,
И коим ныне Рим главу свою вознес,
В веках хранят геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц,
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся.