Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Любовь первая, последняя, единственная…» (По произведениям А.П.Чехова и И.А.Бунина)

Одной из наиболее актуальных тем в литературе является тема любви. Эту тему затрагивали в своих произведениях многие писатели. Тема любви не потеряла своей актуальности и в наши дни, поскольку она будет волновать еще не одно поколение. Цель нашей работы — раскрыть тему первой любви в литературе 19–20 вв. Основная цель выдвинула ряд задач:

- рассмотреть особенности раскрытия устной темы в творчестве Бунина и Чехова;

- выявить специфику разработки темы первой любви;

- сделать выводы о значимости данной темы в литературном процессе.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы:

- наблюдение над литературными фактами;

- литературное сравнение;

- сравнение литературного произведения с кинематографической интерпретацией.

Чеховское повествование о любви есть повествование в «тоне» и «духе» самого писателя, т.е. объективация его видения мира и человека, воплощение авторской субъективности — того, что исходит от (из) субъекта. Автор — персонаж — среда. В чеховском повествовании объективируется авторское видение персонажа в его социально-бытовой ориентации. Чеховский персонаж «паспортно» поименован»,
т.е. ограничен социальной точкой зрения.

Конфликтная ситуация рассказов определяется взаимодействием персонажа и социально-бытовой среды. Даже в своей внутренней, нравственно-психологической индивидуальности персонаж мыслится автором как представитель класса, группы людей, что выражается в определенном типе поведения персонажа.

Абсолютизация связи персонажа с социально-бытовой средой и типологизирующее мышление приводят к искажению многих жизненных реалий, ситуаций, естественных человеческих чувств, которые по своей природе не могут быть мотивированы социально-бытовой средой. В пределах такого мышления сама социально-бытовая среда превращается и для автора, и для персонажа в некий непостижимый фантом.

Авторская ориентация персонажа на социально-бытовую среду приводит к специфическому изображению любовных отношений между персонажами.

Социально-бытовая среда мифизируется — и прежде всего потому, что автор выбирает из жизни персонажей именно такие периоды, в которых персонажи противостоят обществу. За гранью авторского видения остаются огромные пласты человеческой жизни, человеческих отношений. И дело не только в жанре рассказа — небольшого повествования, но именно в тенденциозности, в избирательности авторского видения. Типологизирующим мышлением наделяются и персонажи.

Чехов изображает то, какую роль в жизни людей (любящих людей) играют их представления о жизни, о любви, о чести, о долге.

Бунинский персонаж по-иному, нежели чеховский, видится и изображается автором в соответствии с тремя сферами, в которых пребывает человек — внутренней (эмоционально-психологической), внешней (социально-бытовой) и бытийной (природа, космос, Бог). Бунинский персонаж существует прежде всего в своей внутренней экзистенциальной сфере как последовательности эмоциональных состояний. Принадлежность персонажа к социально-бытовой среде только обозначается.

Чехов и Бунин завершают классический период в развитии русской литературы. Художественный опыт до Чехова — преимущественно романный, опыт видения человека в его связях с обществом, семейно-бытовой средой. Именно этот опыт суммировал Чехов в коротком рассказе, обнажив достоинства и ограниченность реалистического мышления и реалистической поэтики. Бунин устремился к новому видению персонажа (человек в его экзистенциальной сущности, человек — и вечный мир природы). Бунин разрушает реалистическую образность, абсолютизируя чувственно-страстное восприятие действительности в ее природно-предметной выраженности. Чехов, как ему казалось, следовал принципу повествования в «тоне» и «духе» персонажа, Бунин признавал за собою умение воссоздать «дух страны, народа».

Любовным коллизиям рассказов «Темных аллей» соответствует определенная ситуация, в конструировании которой непосредственно выражается «авторская воля». В любовной ситуации отчетливо выделяются три части: стремление мужчины к женщине — близость с женщиной — трагический финал (смерть мужчины, смерть женщины, невозможность мужчины и женщины быть вместе по независящим от них причинам или в связи с особенностями понимания любви героями). В структуре любовных коллизий основное место отведено изображению стремления мужчины к женщине. Момент близости героев скорее отмечается отдельными штрихами, нежели изображается. Внешний мир выступает в качестве трагической силы, обрывающей отношения и жизнь героев: смерть мужчины на войне, смерть женщины, самоубийство героя или героини. В каждом случае повествование о любви героев обрывается после описания их встречи. Бунин воплощает в рассказах собственное трагическое понимание любви, реализуя его не только в изображении мгновенных, трагически обрывающихся встреч, но, заставляя и героев таким же образом воспринимать любовь.

«Темные аллеи» могут быть прочитаны как одна большая поэма, «песнь песней», ода женской красоте. Однако «Темные аллеи» нельзя назвать «энциклопедией любви». Энциклопедия подразумевает полный, разносторонний охват жизненного явления, тогда как в «Темных аллеях» представлена авторская концепция любви, не затрагивающая многие аспекты этого человеческого чувства. Более того, в цикле не столько любовь является предметом изображения, сколько авторское восприятие мира. Так, в «Темных аллеях» воссоздан феноменальный мир человеческой души, пробуждаемой созерцанием женской красоты, любовью к женщине. Бунин видит и изображает любовь как прекрасное и трагическое в своей мимолетности чувство. 


Автор:  Кабанова Н., 11ЛГ класс — лауреат XI НПК гимназистов
Научный руководитель — Перепелкина Л.П.