Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Начиная с 2001 года наша страна стремительно набирает политический и экономический вес в Западной Европе. Так уже в 2006 г. были окончательно возвращены все внешние долги странам Запада, погашение которых ожидалось не ранее, чем к 2015 г. Экономика России уже на протяжении почти 7 лет крепнет и динамично развивается.

Основная причина данного процесса состоит в разумной внешней торговле страны, а именно, экспорте энергоносителей. Было бы неправильно отрицать, что Россия во многом смогла добиться требуемых результатов благодаря своей энергетической политике. И это закономерно: с каждым днём потребность в российском газе и нефти растёт, а следовательно, растёт и спрос на данные энергоносители.

В сложившейся внешнеполитической и экономической ситуации закономерным стало желание России транспортировать и продавать свои энергоносители без посредников. На сегодняшний момент эту проблему может решить строящийся Балтийский нефтепровод, идущий к основному покупателю — странам ЕС.

ТРУБОПРОВОДНЫЙ транспорт — вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам. Трубопроводный транспорт России (СССР) имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок.

Основные показатели работы трубопроводного транспорта в 1994 — 2002 годах (данные по России).

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Газ, млн.т

483

474

482

480

487

499

511

509

514

Нефть, млн.т

300

288

282

284

282

282

295

320

360

Нефтепродукты, млн.т

18

21

20

22

21

21

23

25

26

Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

Важнейшим проектом на сегодняшний день является строительство БТС. Проект строительства Балтийской трубопроводной системы предусматривает прокладку двух новых трубопроводов от поселка Харьяга (Ненецкий АО, Архангельская область) до города Усинска (Республика Коми) и от города Кириши до города Приморск и нефтеналивного терминала в Приморске (150 км от Санкт-Петербурга, северо-восточное побережье Финского залива). Запланирована также реконструкция участков действующих трубопроводов Усинск-Ухта, Ухта-Ярославль и Ярославль-Кириши. К существующим в настоящее время 1885 км нефтепроводов будут достроены еще 833 км. Таким образом, общая протяженность Балтийской трубопроводной системы составит 2718 километров. Затраты на реализацию проекта оцениваются в $ 2 млрд.

Проект БТС является одним из наиболее перспективных в рамках российской экономики, поскольку ориентирован на создание нового экспортного направления для транспортировки российской нефти Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья с вовлечением нефти стран СНГ и, в первую очередь, из Казахстана, а также на строительство нового российского терминала по перевалке сырой нефти в районе г. Приморска. Это в полной мере отвечает задачам, поставленным Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, экономическим и стратегическим интересам России, так как после распада СССР в России остался только один глубоководный порт в г. Новороссийске.

Реализация проекта позволит переориентировать основную часть отечественного экспорта углеводородного сырья на российские порты, что исключит возрастающую зависимость российской внешней торговли от услуг Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии. По прогнозу Комиссии ЕС, в 2010 году в морских портах Балтийского бассейна будет переработано порядка 400 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Генеральной схемой развития нефтеналивного порта в районе г. Приморска предусмотрено достижение к этому сроку при полном развитии грузооборота в 39 млн. тонн, или менее 10% общего грузооборота по этому виду груза портов бассейна.

При разработке экологического обоснования проекта применялись наиболее жесткие экологические нормативы, будь то российские, европейские или международные. В соответствии с рекомендациями фирмы Pipeline Engenering GmbH (Германия) подводные переходы через основные реки, пересекаемые трассой нефтепровода, выполняются в защитном кожухе («труба в трубе»). Помимо этого на всем
130-километровом участке трубопровода, проходящем по водозаборному руслу реки Невы и Ладожского озера, применены трубы повышенной прочности стали с увеличенной толщиной стенки, имеющие заводскую изоляцию.

По всей трассе трубопровода предусмотрены вертолетные площадки, через каждые 20 км устанавливаются электрифицированные и оборудованные системами телемеханики и автоматики линейные задвижки.

По новому газопроводу газ будет поставляться из Сибири и из зоны Баренцева моря в Германию и другие государства Центральной Европы, входящие в ЕС. Объемы поставок газа — до 55 миллиардов кубометров в год. Поэтому газопровод имеет стратегическое значение для стран зарубежной Европы, а для Российской Федерации — огромный приток финансов в экономику. Это не могло не повлиять на взаимоотношение России с некоторыми странами-соседями, такими, как Польша, Украина, Эстония, Литва, Латвия, Швеция и др. Именно эти страны экономически теряют больше всех остальных, так как в их транзитных магистралях автоматически отпадает необходимость.

Так как вследствие длительного экономического кризиса российские товары потребления не могли выдержать конкуренции западных аналогов, единственное, что могла предложить молодая демократическая Россия, было дешёвое сырьё. На самом деле, Россия — самая большая в мире страна, обладающая богатейшими запасами природных ресурсов, поэтому на сегодняшний момент продажа сырья — это единственный путь к постиндустриальной экономике. 


Автор:  Воляник Евгений, 11ЛНа класс — лауреат XII НПК гимназистов
Научный руководитель — Куликова Е.С.