Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

РОЛЬ ВТОРОСТЕПЕННЫХ И ЭПИЗОДИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Отличительной чертой произведений Достоевского является то, что все они многоголосны, «полифоничны», то есть нет в них героя, который бы не являлся отражением какого-то определенного мировоззрения, своей жизненной правды. Во главе большого романа Достоевского всегда стоит одна какая-нибудь необыкновенная, значительная, загадочная человеческая личность, и все герои писателя занимаются самым важным и самым главным жизненным делом — разгадкой тайны этого человека: Раскольникова («Преступление и наказание»), Мышкина («Идиот»), Ивана Карамазова («Братья Карамазовы»). Этим определяется композиция романов-трагедий писателя. Все лица и события в «Преступлении и наказании» располагаются вокруг Раскольникова, все вращается вокруг образа Раскольникова, все насыщено страстным к нему отношением, человеческим притяжением и отталкиванием от него.

Раскольникова характеризуют мать, сестра, Разумихин, Порфирий, Соня, Свидригайлов — почти все действующие лица романа. «Правда» Раскольникова сталкивается с «правдой» Сони Мармеладовой, Свидригайлов и Лужин рисуются как психологические двойники, Порфирий Петрович «разгадывает» Раскольникова, судьба матери, сестры и Мармеладовых является толчком к совершению преступления. В школьном изучении сложилась именно такая практика рассмотрения системы образов романа.

Однако нам известно, что существует и множество других второстепенных и эпизодических героев, роль которых чаще всего остается неясна читателям. Это и благородный Разумихин, и карикатурный Лебезятников, и такие, казалось бы, незначительные герои, как кухарка Настасья, госпожи Ресслих и Липпевехзель, двое Миколок, две дамы в конторе квартального надзирателя, невеста Раскольникова, мещанин на улице, дети Катерины Ивановны.

Недостаточная изученность роли второстепенных и эпизодических персонажей в романе определяет актуальность избранной темы. Целью данной работы является выявление и классификация роли второстепенных и эпизодических персонажей в романе в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Анализ романа в указанном направлении поставил ряд основных задач:

1. Определить круг второстепенных и эпизодических персонажей романа, не рассматриваемых в школьном изучении.

2. Проследить сюжетную реализацию выбранных персонажей.

3. Установить идейно-композиционное значение выбранных персонажей.

4. Найти основания для классификации роли второстепенных и эпизодических персонажей.

Прежде всего, стоит отметить, что роман «Преступление и наказание» неотделим от своей эпохи. Представления о социальных противоречиях и социальных бедствиях неправедного мира уже на первых страницах романа выразились у Достоевского в нищете, самым ярким символом которой являются девушки, вынужденные торговать любовью или столь задавленные безысходностью и бедностью, что решаются свести счеты с жизнью. Эти эпизодические герои не только рисуют нам социальную среду Петербурга, но и подталкивают Раскольникова к его преступлению.

Социальный кризис усугублялся еще и засильем в Петербурге иностранцев, особенно немцев.

Время сильно подчеркнуто в романе образом «нигилиста» Лебезятникова, второстепенного героя, специфического продукта 60-х годов.

Лебезятников смешон, но он не принадлежит к страшному миру, от которого отказывается Раскольников. В основе представлений Лебезятникова лежит иная концепция мира, чем у Раскольникова. Он слишком сильно верит в силу теории и убеждения. В итоге мы видим, что образ Лебезятникова приобретает более существенное смысловое значение, он становится альтернативой Раскольникову. Лебезятниковым Достоевский показал, почему путь, таившийся за ним, был неприемлем для Раскольникова, и мало того еще более сосредоточил последнего на его собственной идее.

Опровержение первооснов искаженных Лебезятниковым теорий Достоевский поручил в романе Разумихину, второстепенному герою, выступающему нередко в качестве рупора «почвеннических» взглядов самого Достоевского.

Разумихин придает больше значения человеку, чем его принципам. Разумихин уважает душу человека и отрицает поэтому любые теории, обезличивающие человеческую натуру. Поэтому он враг всякой исключительной, всепоглощающей и всеподавляющей теории.

Вложив в душу Раскольникова любовь и презрение к людям как противоречивую, но единую идею, Достоевский объединил и синтезировал в своем образе безграничное сострадание и стремление помочь и очистить мир с необъятною жаждою власти. Поэтому в душе Раскольникова идет жестокая, непримиримая борьба правых и неправых целей.

«Уже в следующую минуту это становится не тот человек, что был в предыдущую», — пишет Достоевский. Это столкновение противоположных характеров проявляется во всем — в его речи, мыслях, сознании и подсознании и даже во сне. И конечно, эту раздвоенность Достоевский подчеркивает введением в роман эпизодических героев.

Не случайно появляются в романе и герои с одинаковыми именами. Оба они носят имя этого святого угодника Николая. Достоевский был величайшим диалектиком, и поэтому антиподом чистого и невинного сердцем Миколки-красильщика является пьяный деревенский парень Миколка, насмерть забивающий лошадь.

Две эпизодические героини, дамы в полицейском участке, одна в трауре, бедно одетая, другая — очень полная и багрово-красная, с пятнами, не случайно, вероятно, выделены из толпы: обе они органически вырастают из преступления Раскольникова. Дама в трауре — частица несчастной совести тяжко согрешившего Раскольникова; пышно одетая дама, багрово-красная (опять не случайно «красная»), содержательница публичного дома, попирающая землю и не испытывающая при этом никакого угрызения совести, — следствие преступной теории Раскольникова. Таким образом, второстепенные и эпизодические герои Достоевского не только обрисовывают нам среду, в которой совершается преступление, но ещё и раскрывают нам то, что творится во внутреннем мире героя. Более того, раскрыв их предназначение в романе, мы можем сказать, что эти второстепенные герои проецируют развязку романа.

Раскольников должен во имя своей теории отступаться от тех, за кого страдает. Действительно, убив старуху, он, кроме того, отправил в иной мир ни в чем не повинную Лизавету, сестру ее, почти «святую». Более того, Раскольников готов был послать на каторгу вместо себя верующего Миколку. Получается, что он должен презирать, ненавидеть и убивать тех, кого любит, тех, ради кого он жертвует своим нравственным спокойствием. Он не может этого вынести. Случай с «невестой» уже может подсказать читателю развязку романа.

Настасья, кухарка и служанка, второстепенная героиня, инстинктивно чувствует, что с Раскольниковым не все в порядке. Действительно, народ восстает против той страшной теории, которую придумал Раскольников.

Изучение научной литературы и анализ литературного материала позволили сделать следующие выводы. Основанием для классификации второстепенных и эпизодических персонажей стало определение их функций. Было выявлено, что большинство персонажей выполняют несколько функций.

Позволим себе, используя читательский опыт, определить значение каждого героя в романе. Главный герой, Раскольников, окружён второстепенными и эпизодическими персонажами разной функциональной степени. Второстепенные герои первого уровня: мать, сестра, Соня, Свидригайлов, Лужин, Порфирий Петрович, Разумихин, Лебезятников, старуха-процентщица. Второстепенные герои второго уровня: Мармеладов, Катерина Ивановна, дети Катерины Ивановны, Лизавета, Настасья, Зосимов, Порох, Никодим Фомич, Замётов. Эпизодические герои: невеста Раскольникова, двое Миколок, две дамы, девушка на бульваре, девушка из сна Свидригайлова, утопленница, мещанин, Ресслих и др.

В работе выяснялась роль тех персонажей, которым уделяется недостаточное внимание в школьном изучении. Результаты исследования представлены в таблице.


Раскрытие образа Раскольникова

Изображение эпохи
в романе

Идеология романа

Разумихин

Лебезятников

Разумихин

Невеста

Липпевехзель

Лебезятников

Двое Миколок

Ресслих

Порох

Две дамы

Две дамы

Настасья

Девочка на бульваре

Девушка на бульваре

Девочка на бульваре

Мещанин

Утопленница

Двое Миколок

Дети Катерины Ивановны

Зосимов

Две дамы

Дети Катерины Ивановны

Утопленницы

Таким образом, мы можем наблюдать, что более всего Достоевский прибегает к созданию второстепенных и эпизодических образов для отображения идеологии в романе «Преступление и наказание». Это можно объяснить тем, что роман в большей степени психологический, чем художественный. 


Автор:  Казанцева Светлана, 10 ЛН класс — лауреат XII НПК гимназистов
Научный руководитель — Долганова Т.В.