Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

РОССИЯ И АМЕРИКА: ЛИЦОМ К ЛИЦУ (по воспоминаниям участников программы FLEX)

Конец 20 века стал ярким свидетельством широкомасштабной интеграции народов и государств на разных уровнях и в различных направлениях. Противостояние политических блоков ушло в прошлое и, появилась возможность понять друг друга и установить тесные политические контакты. Значительный вклад в данном направлении был сделан в рамках образовательное проекта FLEX, созданного совместными усилиями Бюро образовательных и культурных программ Государственного департамента США и Министерства образования и науки РФ.

Цель нашего исследования — выявить влияние данного проекта на сознание молодого российского поколения, утверждение его жизненных принципов, отношение к гуманистическим позициям и понимание патриотизма, изменение взглядов на Россию и Америку.

В 1992 году Билл Брэдли, занимавший пост сенатора США, совместно с конгрессменом США Джимом Личем стали инициаторами и способствовали утверждению исторического законопроекта, обеспечивающего проведение программы двустороннего обмена школьников между США и странами бывшего СССР. В настоящее время программа носит название FLEX.

Эта программа была утверждена конгрессом США, чтобы протянуть руку дружбы народов США народам государств бывшего Советского Союза, и явилась первой большой долгосрочной программой обменов для учащихся старших классов с проживанием в Соединенных Штатах сроком на один год. За четырнадцать лет своего существования программа FLEX предоставила стипендии более чем 16200 старшеклассникам. По условиям программы, каждый, кто получает стипендию, будет в течение года жить в США в качестве члена американской семьи и учиться в американской средней школе. Школьники с ограниченными физическими возможностями также приглашаются к участию в конкурсе. Каждый год приблизительно 20 старшеклассников с ограниченными физическими возможностями живут и учатся в рамках программы FLEX, проходя конкурс на общих основаниях.

С самого начала работы данной программы лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы принимала в ней активное участие. Неоднократно она становилась центром проведения тестирования учащихся Пензенского региона. У нас установилось тесное сотрудничество с организаторами программы FLEX. На протяжении 14 лет ее существования в США проживали и обучались в рамках программы 27 учащихся нашей гимназии.

Каждый из участников программы оказался в Америке в разное историческое время, начиная с формирования РФ после развала СССР. В первой половине 90-х годов это были еще поколения, выросшие во время советской власти, дети СССР Америка в их глазах могла представляться с одной стороны как сильный традиционный враг, а с другой — заманчивой далекой страной их ярких, запоминающихся фильмов и мультиков Уолта Диснея. Новые поколения участников FLEX в конце 90-х и начале XXI века уезжали в Америку с уже изменившимися представлениями. Для них, прежде всего, было интересно оказаться в стране с развитой социальной культурой и высоким уровнем материального благосостояния, испытать на себе жизнь в этой стране. Любая поездка за границу — это всегда столкновение с неизвестностью, проверка своих коммуникативных и интеллектуальных возможностей на прочность.

Зная адреса респондентов в США, мы составили карту, отображающую их проживание. Подавляющее большинство наших учеников и участников Поволжского региона проживали на юге и центральной части Америки (Техас, Калифорния, Нью-Йорк, Висконсин, Южная Дакота, Флорида…). Для наших ребят удивительно было уже то, что они впервые в жизни не ощутили настоящей русской зимы с обилием морозов и снега. Многие чувствовали себя в этой ситуации непривычно, скучали без снега и привычных зимних пейзажей Среднерусской равнины, приходило понимание того, насколько они далеко от дома, от родины и как окружающий их в тот момент мир непохож на тот, который они привыкли наблюдать в России.

По условиям программы участники проекта должны проживать в американских семьях, которые сотрудничают с американской стороной программы. Судя по рассказам наших респондентов, сами семьи и представленные условия проживания были различными.

Проблемы общения на английском языке как таковой не возникало, так как подготовка в гимназии и заранее пройденные тесты показывали хорошие знания языка.

Но одно дело общение в рамках учебной программы, и совсем
другое — с носителями языка, которые используют множество сленгов и специфических речевых оборотов.

Общение на английском языке — это только одна сторона взаимоотношений с представителями другого континента. Другой стороной было понимание менталитета американцев и их традиций в установленных социальных контактах. Этому обучали кураторы программы в преддверие поездки, но некоторые моменты приходилось постигать уже на месте.

Участники программы отмечают, что самые яркие воспоминания об Америке остались о школе и друзьях. Все отмечают существенные различия в структуре предметов и содержании образования, в системе преподавания и во взаимоотношениях между учащимися и их учителями. Школа делится на несколько ступеней. В старшей школе (high school) учатся только три параллели: 10-е, 11-е и 12-е классы.

Система выборов обязательных и факультативных предметов имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, считает Романова Света, «это позволяет студентам уделять больше внимания предметам, которые им нравятся и с которыми они связывают свое будущее, с другой стороны, ты никогда не сможешь овладеть азами других наук». Это обедняет кругозор и широту восприятия мира. Света считает такой подход слишком утилитарным. Развитая рейтинговая система оценки учащихся и специализация с 14 лет, определяющая их будущее, заставляет учащихся быть более самостоятельными и ответственными в подготовке к урокам.

В общем, данные материалы позволяют сделать вывод о том, что американская система образования направлена на формирование самостоятельности учащихся, на становление социальной личности с использованием более жесткой системой контроля за учащимися по сравнению с российской школой.

Данная школьная система занятости, как высказывались о ней респонденты, создает самые благоприятные условия для общения и развития социальной активности молодого поколения американцев. Некоторые из российских ребят, благодаря этой системе, сумели изменить свой стиль общения, оценили важность толерантности. Это необходимый аспект жизни, особенно в такой многонациональной стране как Америка.

Фейерверк впечатлений, оставшийся у наших респондентов от годичного пребывания в Америке, чаще всего перекрывали ожидания, с которыми они ехали в страну, во многом известную лишь по голливудским фильмам. У каждого из них остался свой образ Америки и ее жителей, но это уже реальный мир и реальные люди, а не киногерои.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что за 14 лет своего существования программа FLEX доказала целесообразность и практическую значимость своей работы, особенно в ликвидации стереотипных образов США и СССР в мировоззрении и мировосприятии молодым поколением наших стран. Участники программы поменяли представления своих приемных семей и многих друзей о России как о дикой стране. Многие из ребят осознают реальную значимость расширения культурных контактов между странами, необходимость снятия языковых барьеров, считают важным изучение иностранных языков. И в Америке и после возвращения домой многие продолжали изучение английского и даже занялись изучением испанского (Ким Л., Демчук П.), китайского, французского (Давыдова В.), немецкого (Тегель Ю.) языков в вузах. Длительное пребывание в США помогло им стать боле ответственными, осознать значимость дружбы и семейных ценностей, быть открытыми в общении, научиться нестандартно мыслить и проще относиться к проблемам, что очень часто необходимо в сложных ситуациях.

Участники программы FLEX обучавшиеся в гимназии № 6

1994 г.

Киреев Иван, Панькина Елена, Ковалева Виктория, Подогова Наталья

1995 г.

Ким Людмила, Дюдина Анна, Калашников Илья, Казакова Наталья, Синенкова Светлана, Рудик Рада

1996 г.

Денишева Галина, Швечков Андрей, Василистов Алексей

1997 г.

Пинишина Анна, Прокаев Игорь, Рычагова Екатерина, Матвеева Ксения

1998 г.

Мараев Денис, Еремцова Ольга, Шишкина Елена

1999 г.

Серебрякова Екатерина, Тарасов Александр, Ткаченко Анна

2000 г.

Тартыгин Михаил

2001 г.

Давыдова Виктория

2002 г.

Демчук Полина, Соколов Руслан

2003 г.

Архарова Юлия

2004 г.

Романова Светлана, Тегель Юлия, Плотников Кирилл

2005 г.

Соколов Алексей

2006 г.

Артемьев Владимир, Надежкина Екатерина, Рыжакова Любовь, Ульянкин Владислав


Автор:  Кочергина Злата, Наполова Елизавета, 11ЛНГ класс — лауреаты XII НПК гимназистов
Научный руководитель — Деревянко А.В.