XXI век привнёс в нашу жизнь интересные предметы обихода, такие, как компьютер, цифровая камера, мобильный телефон, но и различные способы проверки знаний и умений школьников. Это всевозможные тесты, консультации по мобильному телефону, Интернету и просто популярные, имеющиеся в продаже в каждом книжном магазине «решебники», где даются ответы по всем учебным предметам за курс средней школы. Есть такие «вещицы» и у моих одноклассников.
Но вот однажды среди экспонатов нашего школьного музея я увидела удивительный прибор, и назывался он «Экзаменатор». Им пользовалась 20 лет назад выпускница нашей школы Викторова Елена. Меня он очень заинтересовал, и я задала два вопроса: для чего прибор предназначен и что он собой представляет ? Вот какую неожиданную информацию мне удалось получить от хозяйки прибора: экзаменатор предназначен для программированного контроля знаний и их закрепления. Экзаменатор выполнен в виде книги. Пластмассовый корпус состоит из двух разъёмных частей. Верхняя часть корпуса снабжена прозрачной откидывающейся крышкой, под которую устанавливается карта-программа. Группа контактов, расположенных под откидывающейся крышкой, совместно с картой-программой образуют кодирующее устройство. В верхней части корпуса расположено световое табло, на котором с помощью четырёх лампочек высвечиваются оценки.
На передней панели расположены четыре кнопки, с помощью которых осуществляется выбор предполагаемого ответа. Внутри корпуса расположена печатная плата, на которой смонтирована электрическая схема
Прибор снабжён набором карточек-программ по разным предметам: химии, физике, математике и географии и другим дисциплинам. Каждая карточка состоит из вопроса и четырёх вариантов ответов, что позволяет осуществлять контроль уровня знаний по каждой учебной дисциплине с оценкой «5», «4», «3» и «2»...
Мне не терпелось скорее испытать прибор и проверить свои знания по географии, но Лена посоветовала не спешить и узнать дополнительную информацию об оценках. Она сказала, что исключительно правильный ответ лишь один, другие ответы снижают каждый раз оценку на балл. Итак, если ответ выбран верно, то загорится лампочка и подсветит оценку «5». Если ответ выбран неверно, то «экзаменатор» оценку не выдаёт, предоставляя отвечающему ещё одну попытку в выборе верного ответа. Если повторный ответ выбран правильно, на табло высвечивается лишь оценка «4». Если ответ снова выбран неверно, оценка не высвечивается, а отвечающему даются еще две попытки в выборе ответа. Однако положительная оценка высвечивается только с трёх попыток. После четвёртой попытки в любом случае высвечивается оценка «2», поэтому спешка может навредить.
Я очень удивилась, когда узнала, что прибором можно пользоваться, если даже изготовишь карточки сама. Мне понравилось составлять такие карточки и проверять сначала себя, а потом и своих одноклассников, а также ребят младших классов.
Когда я принесла экзаменатор в класс, то тут такое началось... Каждый пытался проверить свои знания не только за курс 7 класса, но и за курсы старших классов. Пораженные знакомством с прадедушкой современного компьютера и увлеченные проверкой своих знаний, они долго не интересовались вопросом, как работает это «чудо». Но потом всем стало жутко интересно, как такой маленький приборчик умело реагирует на их ответы и почему он умнее их?! Я знала секрет, но не выдала его. Пусть гадают, да и уроки учат прилежнее.
В этом триместре, желая с первого раза получить оценку «5», мои одноклассники стали серьезнее подходить к выполнению домашних заданий по всем предметам, и в результате игры с «экзаменатором» у многих ребят улучшилось качество знаний. Вот так незатейливый прибор прошлого столетия нашел свое применение и в XXI веке.
Старые вещи — это не просто знаки, оставленные нам умельцами прошлых лет, но и реалии, которые и сегодня способны произвести фурор!